Николай Егорович Жуковский
Механик Николай Егорович Жуковский (17.01.1847 — 17.03.1921) родился в семье инженера путей сообщения, который вскоре после женитьбы купил имение и взял на себя управление соседними имениями графа Зубова.
В 1858 г. Н. Е. Жуковский поступил в гимназию, которую окончил в 1864 г. с серебряной медалью, и записался на физико-математический факультет Московского университета.
После окончания университета в 1868 г. он решил поступить в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Однако неудовлетворительная оценка на экзамене по геодезии, сильное отставание по черчению и частые продолжительные болезни (следствие петербургского климата) привели к тому, что уже в 1869 г. он покинул Петербург.
В 1870 г. Н. Е. Жуковский занял место преподавателя физики в женской гимназии, а после сдачи магистерских экзаменов получил звание магистра и право преподавания в высших учебных заведениях. В 1871 г. был приглашен Императорским московским техническим училищем позднее Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана) преподавать математику, а в 1872 г. Московской практической академией коммерческих наук — механику. В 1874 г. был утвержден доцентом кафедры аналитической механики училища.
Николай Егорович Жуковский
В 1876 г. он защитил диссертацию на степень магистра прикладной механики на тему «Кинематика жидкого тела». В ней было изучено распределение скоростей частиц жидкости, и она представляла собой, по сути дела, введение в гидромеханику.
В 1882 г. Н. Е. Жуковский защитил в Московском университете докторскую диссертацию «О прочности движения».
В 1886 г. он получает звание экстраординарного профессора Московского университета по кафедре прикладной математики, а в 1887 г. — штатного профессора училища по кафедре аналитической механики.
В 1894 г. Н. Е. Жуковский был избран в члены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук, а в 1900 г. выдвинут в действительные члены Академии наук. Поскольку выборы в Академию наук были связаны с переездом в Петербург, а Н. Е. Жуковский не хотел терять связь с университетом и училищем, он отказался принять участие в выборах.
В 1911 г., к 40-летию его преподавательской деятельности, училище присвоило Николаю Егоровичу звание инженера-механика и вручило ему золотой инженерный знак, которым он очень гордился.
В 1890 г. Н. Е. Жуковский начал заниматься теорией полета аппарата тяжелее воздуха. По этому поводу он писал: «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».
Научные заслуги Николая Егоровича нашли высокую оценку в специальном декрете Совета Народных Комиссаров в 1920 г., подписанном В. И. Лениным, в котором Н. Е. Жуковский был назван «отцом русской авиации». В этом постановлении сказано:
В ознаменование пятидесятилетия научной деятельности профессора Н. Е. Жуковского и огромных заслуг его как «отца русской авиации» Совет Народных Комиссаров постановил:
- Освободить проф. Н. Е. Жуковского от обязательного чтения лекций, предоставляя ему право объявлять курсы более важного научного содержания.
- Назначить ему ежемесячный оклад содержания в размере ста тысяч рублей с распространением на этот оклад всех последующих повышений тарифных ставок.
- Установить годичную премию Н. Е. Жуковского за наилучшие труды по математике и механике с учреждением жюри в составе профессора Н. Е. Жуковского, а также представителей по одному: от Государственного ученого совета, от Российской академии наук, от физико-математического факультета Московского государственного университета и от Московского математического общества.
- Издать труды Н. Е. Жуковского.
Председатель Совета
Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Управляющий делами
Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич
Основные работы Н. Е. Жуковского посвящены гидроаэродинамике и механике полета самолетов. Однако он выполнил оригинальные исследования прочности элементов конструкций.
Он решил задачу о распределении давления на нарезках винта и гайки [167], исследовал связь между основными уравнениями движения материальной точки и равновесия гибкой нити [164], основные уравнения теории упругости [165], упругую ось турбины Лаваля [166], прочность велосипедного колеса [168], приложение одного уравнения четвертого порядка в строительной механике [169], устойчивость элементов конструкций самолетов [170], колебания паровоза на рессорах [171].
|