Феликс Станиславович Ясинский

Механик и инженер Феликс Станиславович Ясинский (27.09.1856 — 30.11.1899) родился в Варшаве в семье нотариуса земской канцелярии. В 1872 г. он окончил гимназию в Варшаве и в этом же году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения.

Ясинский Ф.С.

Феликс Станиславович Ясинский

В 1877 г. Ф. С. Ясинский окончил институт и был назначен инженером в дистанции Петербургско — Варшавской железной дороги. В 1885 г. он был переведен на должность начальника дистанции той же дороги в г. Вильно (ныне Вильнюс), где еще с 1880 г, состоял городским инженером города Вильно и много сделал для его благоустройства. Здесь началась и педагогическая деятельность Ф. С. Ясинского. В 1881 — 1883 гг. он читал курс железнодорожного дела в Виленском железнодорожно-техническом училище. В 1890 г. был назначен начальником службы пути и ремонта зданий Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги.

При составлении проектов усилений металлических мостов Ф. С. Ясинский столкнулся с проблемой устойчивости сжатых стержней и в период 1892 — 1896 гг. опубликовал в русских и иностранных технических журналах ряд статей и монографию по этой проблеме [310]. Последняя в 1894 г. была удостоена премии заслуженного профессора П. Н. Андреева, которая присуждалась Петербургским институтом инженеров путей сообщения с 1884 г. один раз в 10 лет за лучшее сочинение инженера путей сообщения по любому инженерному вопросу.

Ф. С. Ясинский на основе анализа точного и приближенного дифференциальных уравнений изогнутой оси стержня после потери устойчивости в 1892 — 1894 гг. [310, 311] объяснил совпадение критических сил, полученных путем интегрирования этих уравнений. Он решил ряд задач об устойчивости стержней под воздействием распределенных нагрузок [310, 311]. Дифференциальные уравнения были проинтегрированы в рядах. В частности, он рассмотрел стержень с шарнирно опертыми концами в упругой среде, реакции которой, перпендикулярные оси стержня, пропорциональны его прогибам, сжатый осевой сжимающей силой, интенсивность которой пропорциональна расстоянию от среднего сечения (задача Ясинского). К решению этой задачи сводится расчет сжатых поясов открытых мостов.

Ф. С. Ясинский ввел понятие коэффициента длины, дал определения критических напряжений за пределом пропорциональности, предложил такую же линейную зависимость их от гибкости, как и Л. Тэтмайер, коэффициенты которой он получил, обработав данные И. Баушингера, Л. Тетмайера и А. Консидера по методу наименьших квадратов [310, 311]. Он также ввел понятие коэффициента допускаемого напряжения на сжатие, который является функцией гибкости стержня, и разработал метод расчета сжатых стержней на устойчивость по этому коэффициенту [310, 311]. Ф. С. Ясинскому принадлежат исследования по расчету железнодорожного пути, статьи о динамическом воздействии нагрузок на железнодорожные мосты и об эксплуатации Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги.

Значительно переработав указанную выше монографию, Ф. С. Ясинский подал ее в Ученый совет Петербургского института инженеров путей сообщения в качестве диссертации на соискание ученой степени адъюнкта прикладной механики. Такая степень давала право на занятие профессорской кафедры. Защита состоялась в 1894 г. В качестве официальных оппонентов выступили Н. А. Белелюбский и Л. Ф. Николаи, а в прениях — А. Н. Крылов.

В 1895 г. Ф. С. Ясинский был утвержден штатным адъюнктом института по кафедре строительной механики. В этом же году он подал в Совет института записку о необходимости введения в институте преподавания необязательного курса теории упругости, по которому им была разработана программа. Этот курс, который вскоре стал обязательным, Ф. С. Ясинский начал читать в 1895 — 1896 г. С тех пор курс теории упругости изучается на ряде специальностей инженерно-строительных и транспортных вузов. К сожалению, будущие инженеры-механики не изучают этот предмет, хотя он нужен им в не меньшей степени (хотя и в другом аспекте), чем инженерам-строителям.

В 1896 г. Ф. С. Ясинский был избран экстраординарным профессором по кафедре строительной механики. В этом же году он начал читать лекции по строительной механике в Институте гражданских инженеров и Горном институте.

Его лекции всегда вызывали большой интерес и собирали полные аудитории студентов и преподавателей.

В 1899 г. Ф. С. Ясинский возглавил кафедру строительной механики в реорганизуемом в высшее учебное заведение Электротехническом институте, оставаясь преподавателем строительной механики в Институте гражданских инженеров и Горном институте (где кафедры строительной механики не было).

За время своей педагогической работы он опубликовал конспекты лекций по курсам сопротивления материалов, статике сооружений и теории упругости, а также ряд статей по расчетам плоских и пространственных стержневых систем в «Известиях собрания инженеров путей сообщения».



 Предыдущая  Ясинский Феликс Станиславович
 
Яндекс цитирования
Наш сайт работает на Sapid CMS