Владимир Григорьевич Шухов

Механик и инженер Владимир Григорьевич Шухов (28.08.1853 — 02.02.1939) родился в г. Грайвороне Курской губернии в семье служащего. В Петербурге В.Г.Шухов с отличием закончил классическую гимназию и в 1871 г. поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее Московское высшее техническое училище им.Н.Э.Баумана, ныне Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана). В 70-х годах прошлого века в училище преподавали крупные ученые: Николай Егорович Жуковский, Федор Евплович Орлов и др.

Шухов В.Г.

Владимир Григорьевич Шухов

Методика обучения, принятая в училище, была представлена на ряде выставок, как в России, так и за рубежом, в частности, на Всемирной выставке в Вене в 1873 г., в Филадельфии в 1876 г. и в Париже в 1878 и 1890 гг. Эта методика получила название «русской системы» и стала в начале в Бостонском политехническом институте, а затем и в других высших технических учебных заведениях США.

В 1876 г. В.Г. Шухов с отличием окончил училище и был командирован на год в США для ознакомления с промышленностью страны. После возвращения он подучил приглашение остаться в училище для подготовки к профессорской деятельности, но отклонил это приглашение, предпочтя ему практическую работу в качестве начальника чертежного бюро Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге. 1878 г. он принял приглашение инженера Александра Вениаминовича Бари, организовавшего техническую контору в Петербурге, на должность главного инженера в ней. Тогда ему исполнилось 24 года. В этом же году он по состоянию здоровья переезжает представителем конторы в Баку, где руководит работами по постройке нефтепроводов, проектирует технику для добычи, хранения, транспортировки и переработки нефти.

В 1880 г. техническая контора Бари была переведена из Петербурга в Москву, куда переехал и Шухов. Здесь он создал проектно-конструкторское бюро, которое разрабатывало проекты сооружений для нефтяной промышленности. По проекту Шухова был построен ряд трубопроводов. Им была изобретена форсунка для сжигания жидкого топлива, сконструированы насосы для подъема нефти из скважин и перекачки нефтепродуктов, создана установка для крекинга нефти, спроектированы горизонтальный водотрубный и вертикальный трубчатый котлы, а также разработаны конструкции сетчатых и сводчатых покрытий. В годы первой мировой войны Шухов изобрел несколько конструкций плавучих мин и спроектировал платформу под тяжелые орудия и ворота для закрытия сухих доков.

В 1903 г. В.Г. Шухов опубликовал работу [306], в которой рассмотрел применения уравнения четвертого порядка в различных задачах строительной механики и, в частности, в расчетах резервуаров для хранения нефти.

После Октябрьской революции Московский завод конторы Бари был назван «Парострой», и рабочие завода избрали Шухова в состав первого правления завода и главным инженером. В 1922 г. по заданию В.И.Ленина Шуховым была спроектирована гиперболоидная многоярусная радиобашня на Шаболовке, высотой 150 м, причем первоначально Шухов спроектировал башню высотой 350 м (высота Эйфелевой башни в Париже 305 м), и только нехватка стали, не позволила осуществить первоначальный проект.

Радиобашня, спроектированная В.Г.Шуховым

В.Г. Шухов принимал участие в восстановлении разрушенных во время гражданской войны мостов, в проектировании и осуществлении строек первых пятилеток (Кузнецкий металлургический завод и др.), ряда нефтепроводов, высоких сетчатых башен для линий электропередач.

В 1928 г. В.Г. Шухов был избран членом-корреспондентом, а в 1929 г. — почетным академиком Академии наук СССР.



 Предыдущая  Шухов Владимир Григорьевич  Следующая 
 
MYsopromat.ru - сопромат в режиме on-line
Яндекс цитирования
MYsopromat.ru - сопромат в режиме on-line