Уильям Джон Маккуорн Рэнкин
Механик Уильям Джон Маккуорн Рэнкин (Rankin W. J. M., 05.07.1820 — 24.12.1872) родился в Эдинбурге (Шотландия, Великобритания) в семье офицера, который очень интересовался техникой. После выхода в отставку его отец работал на строительстве железной дороги.
Уильям Джон Маккуорн Рэнкин
Первоначальное образование Рэнкин получил под руководством своего отца, а затем расширял свои знания по математике, физике и механике самостоятельно. В 14 лет он прочитал «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона. В это же время много внимания уделял теории музыки.
В 1836 г. М. Рэнкин поступил в Эдинбургский университет, где вначале изучал экспериментальную и теоретическую химию, затем слушал лекции по физике. За сочинение по волновой теории света получил золотую медаль. Летом 1837 г. изучал ботанику. В 1837 — 1838 учебном году продолжал изучать физику и получил высший приз за сочинение, посвященное методам физических исследований. В это же время под руководством отца начал работу на железной дороге, а с 1838 г. участвовал в проектировании и постройке различных инженерных сооружений в Ирландии и Шотландии.
В 1843 г. опубликовал первую научную работу, посвященную экспериментальному исследованию прочности колес подвижного состава железных дорог.
В 1848 г. начал заниматься молекулярной физикой и термодинамикой. В этих областях он работал всю жизнь.
В 1853 г. М. Рэнкин был избран членом Лондонского королевского общества, а в 1855 г. возглавил кафедру инженерного дела в университете города Глазго, где и работал до донца своих дней.
В 1858 г. был опубликован его учебник по прикладной механике [469], а в 1861 г. — по строительной технике. Вторая книга была переведена на русский язык в 1870 г. [249]. Изложение сопротивления материалов в первой книге Рэнкин начинает с основных уравнений теории упругости, а затем переходит к рассмотрению различных случаев нагружения стержней. В частности, при исследовании изгиба балки он вывел формулу для определения касательных напряжений при поперечном изгибе, что, как указывалось выше, было впервые сделано Д. И. Журавским, и учел влияние поперечной силы на величину прогиба, что, впрочем, также было сделано ранее Ж. Понселе.
М. Рэнкину принадлежат важные исследования по строительной механике и, в частности, по жесткости висячих мостов и устойчивости сыпучих тел, а также первая на английском языке работа по усталостной прочности, опубликованная в 1843 г. [468]. В этой работе описано исследование усталостных изломов и дана рекомендация для повышения усталостной прочности увеличивать радиусы галтелей в валах и осях.
|