Петр Федорович Папкович
Механик и инженер Петр Федорович Папкович (05.04.1887 — 03.04.1946) родился в г. Брест-Литовске (ныне г. Брест) в семье межевого инженера. В 1905 г. окончил с золотой медалью гимназию в Самаре и в том же году поступил на кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института. В 1911 г. он получил квалификацию морского инженера, защитив кроме дипломного проекта еще и дипломную работу, посвященную гашению вибраций в корпусе корабля. Тема такой работы выбиралась самостоятельно. Она была поддержана его учителем А. Н. Крыловым. После окончания института был назначен ассистентом конструктора на адмиралтейский судостроительный завод. Затем занимал должности помощника заведующего техническим бюро и заведующего техническим бюро.
Петр Федорович Папкович
Преподавательскую работу П. Ф. Папкович вел с 1916 г. последовательно на кафедрах корабельной архитектуры, теоретической механики и строительной механики корабля кораблестроительного факультета Политехнического института. В 1920 г. стал адъюнктом Военно-морской академии по кафедре строительной механики корабля и перешел в кадры военно-морского флота. Вскоре после этого получил должность преподавателя, затем старшего преподавателя и в 1934 г. возглавил кафедру. Одновременно в 1930 г. стал руководить такой же кафедрой в Ленинградском кораблестроительном институте, а в 1945 — 1946 гг. — Военно-морском инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского. В последний год жизни заведовал также кафедрой сопротивления материалов в Ленинградском военно-механическом институте (ныне Петербургский механический институт). В 1933 г. П. Ф. Папкович был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Научные работы Папковича относятся к теории упругости и строительной механике корабля. В теории упругости он установил, что решение общей однородной задачи может быть сведено к отысканию четырех гармонических функций из граничных условий задачи (использование одной из них обязательно при v=0.25), разработал две оригинальные аналогии общего случая деформации тел вращения, доказал ряд общих теорем теории устойчивости. Заметим, что независимо от Папковича общее решение однородной задачи теории упругости было сведено к трем гармоническим функциям механиком Г. Нейбером (Neuber H.).- В строительной механике корабля им усовершенствованы методы расчета современных судовых конструкций при статическом и динамическом нагружении. В 1943 г. за четыре книги, одна из которых посвящена теории упругости [226], а три — строительной механике корабля [227], ему была присуждена Государственная премия.
|