Алексей Николаевич Крылов

Математик, астроном, механик и инженер Алексей Николаевич Крылов (15.08.1863 — 26.10.1945) родился в селе Висяге Симбирской губернии в семье помещика.

Когда мальчику исполнилось девять лет, его отец переехал в Марсель. Крылов два года учился в частном пансионе и основательно изучил французский язык.

Крылов А.Н.

Алексей Николаевич Крылов

После возвращения в Россию отец, занявшись коммерческой деятельностью, часто менял место жительства. Во время пребывания семьи в Риге Крылов учился в Немецкой классической гимназии, где в совершенстве овладел немецким, латинским и древнегреческим языками, а когда семья жила в Севастополе, он под влиянием подвигов русских моряков в русско-турецкой войне решил посвятить себя морскому делу и в 1878 г. поступил в приготовительный класс Морского училища в Санкт-Петербурге, которое в то время было передовым учебным заведением с отличным составом преподавателей. Здесь он уделяет много времени изучению математики.

После окончания училища в 1884 г. (через шесть лет, так как в училище было два приготовительных класса, один общий и три специальных) Крылов был произведен в мичманы, награжден премией, имя его было занесено на мраморную доску, а он был приглашен известным специалистом по компасному делу профессором И. П. Колонгом в Главное гидрографическое управление заниматься девиацией компасов. Этому вопросу Крылов посвятил свои первые научные работы. К нему он вернулся более чем через 50 лет, опубликовав в 1940 г. капитальное исследование, отмеченное в 1941 г. Государственной премией.

Однако Крылов не захотел ограничиваться только сравнительно узкой областью знания. Его привлекала теория кораблестроения, и он решил поступить на кораблестроительное отделение Морской академии. Для этого он перешел работать на судостроительный франко-русский завод (ныне Адмиралтейское НПО), где познакомился с замечательным русским корабельным инженером, управляющим верфью, не имевшим не только высшего, но и среднего образования, сыном рязанского крестьянина Петром Акиндиновичем Титовым. Много лет спустя, выступая перед студентами Ленинградского кораблестроительного института, Крылов закончил свою речь словами: «Желаю вам стать Титовыми».

После года работы на заводе в 1888 г. А. Н. Крылов поступил в Морскую академию в Петербурге, которую окончил в 1890 г. первым с занесением его имени на мраморную доску и был оставлен при академии для подготовки к профессорскому званию.

Он продолжает изучать математику, посещая лекции в Петербургском университете, а с 1892 г. начинает читать курс теории корабля.

В этом курсе Крылов большое внимание уделяет приближенным вычислениям, строго придерживаясь принципа: производить все вычисления с точностью, соответствующей требованиям практики и не превышающей точности самой теории, положенной в основу вычислений. Этот принцип получил завершение в книге, первое издание которой вышло в 1911 г. в сборнике Института инженеров путей сообщения.

Много внимания в курсе теории корабля Крылов уделял качке корабля. Преодолев большие математические трудности, он разработал теорию килевой качки (над которой трудились Иоганн и Даниил Бернулли, а также Л. Эйлер), теорию колебаний корабля на любом волнении, а также определение усилий, возникающих в различных частях корпуса при качке.

В 1900 г. А. Н. Крылов был назначен заведующим Опытовым бассейном. В это время он близко познакомился со знаменитым адмиралом строителем первого мощного ледокола «Ермак» Степаном Осиповичем Макаровым и реализовал его идеи непотопляемости корабля, создав известные «Таблицы непотопляемости».

В 1908 — 1910 г. А. Н. Крылов, будучи главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета, возглавлял все кораблестроение России. Его смелость, прямолинейность и резкость не позволяли ему оставаться длительное время на этих постах, и, продолжая преподавательскую работу в Морской академии, он становится консультантом на ряде кораблестроительных заводов. В это время он занимается исследованием методов определения орбит комет по малому числу наблюдений, читает слушателям Морской академии обширный курс дифференциальных уравнений [194], вышедший в свет в 1912 г., а затем переиздававшийся в 1932 и 1933 гг., и переводит с латинского в 1915 — 1916 гг. «Математические начала натуральной философии» (1684 г.) Ньютона, сопровождая перевод своими комментариями.

В 1914 г. Московский университет по представлению Н. Е. Жуковского присудил А. Н. Крылову степень почетного доктора (doctor honoris causa) прикладной математики, Академия наук избрала его членом-корреспондентом, а в 1916 г. — действительным членом.

В 1919 г. А. Н. Крылов был назначен начальником Морской академии- В 1920 г. он представил советскому правительству доклад об организации в Академии наук кафедры прикладных наук, из которой впоследствии выросло Отделение технических наук, преобразованное затем в Отделение механики и процессов управления.

В 1921 г. А. Н. Крылов командируется за границу для восстановления научных связей, закупки литературы, приборов, судов, а также для содействия в перевозке закупленных паровозов. Однажды в Ньюкасле, где шла погрузка паровозных котлов на советский корабль, он, взяв в руки кувалду, показал бригадиру грузчиков, как надо ставить распорку для крепления котла. На следующий день, когда фотография Крылова с описанием процесса погрузки была опубликована в газете, бригадир сказал ему, что он считал его боцманом, а оказалось, что он академик.

Будучи за рубежом в течение семи лет, Крылов продолжает работать над численным интегрированием дифференциальных уравнений внешней баллистики.

А. Н. Крылову принадлежат крупные исследования по сопротивлению материалов. Еще в 1904 — 1905 гг. он решил основную задачу теории мостов: о напряжениях, вызываемых в тяжелой балке движущейся по ней безмассовой силой. В 1930 г. А. Н. Крылов опубликовал монографию [192], посвященную расчетам балок на упругом основании, в которой было дано исчерпывающее изложение метода начальных параметров. В 1931 г. им была опубликована работа по устойчивости сжатых стержней [191]. В ней было показано, что точное дифференциальное уравнение изогнутой оси может быть проинтегрировано в эллиптических интегралах, которые табулированы.

В 1943 г. выходит в свет первым изданием замечательная автобиографическая книга [58], выдержавшая несколько изданий.



 Предыдущая  Крылов Алексей Николаевич  Следующая 
 
MYsopromat.ru - сопромат в режиме on-line
Яндекс цитирования