Иван Григорьевич Бубнов
Механик и инженер Иван Григорьевич Бубнов (18.01.1872 — 13.03.1919) родился в Нижнем Новгороде. С 1881 по 1887 гг. учился в Нижегородском реальном училище. Окончив его в 1887 г., поступил в Морское техническое училище в Кронштадте. Это училище было основано в 1798 г. в Петербурге и называлось «Училище корабельной архитектуры». В 1872 г. оно было переведено в Кронштадт и преобразовано в высшее учебное заведение с двумя отделениями: кораблестроительным и механическим. И. Г. Бубнов сдал экзамены с отличными оценками на механическое отделение, но через год перешел на кораблестроительное.
Иван Григорьевич Бубнов
В 1891 г. он закончил училище, причем его имя было занесено на мраморную доску, и начал работать в Управлении Петербургского морского порта по проектированию судов. В частности, он получил первую премию за проект океанского быстроходного крейсера, в то время как его учитель получил только третью премию.
В 1894 г. И. Г. Бубнов поступил в Морскую академию, которую окончил в 1896 г., тоже с занесением его имени на мраморную доску, и по предложению А. Н. Крылова, преподававшего в академии, был оставлен при академии для чтения новых курсов и через год утвержден штатным преподавателем. В это время он посещал лекции по математике и механике в Петербургском университете.
В 1903 г. И. Г. Бубнов начал преподавание в Петербургском политехническом институте, основанном в 1899 г. с кораблестроительным отделением, на Ученом совете которого он в 1904 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени адъюнкта прикладной механики на тему «Напряжения в обшивке судов от давления воды». В этой работе были созданы методы расчета гибких пластин. В том же году он был утвержден экстраординарным профессором строительной механики и в 1908 г. избран ординарным профессором института, а в 1910 г. — ординарным профессором Морской академии.
Большая загрузка конструкторской и научной работой не позволила И. Г. Бубнову совмещать педагогическую работу в Политехническом институте и Морской академии, и в 1913 г. он оставляет преподавание в Институте. В 1912 г. ему было присвоено звание генерал-майора флота, а в 1916 г. — почетное звание заслуженного профессора.
В 1908 г. И. Г. Бубнов становится во главе Опытового бассейна и до 1914 г. руководит экспериментальными исследованиями мореходных качеств судов, а также изучением их статической и динамической прочности.
Наряду с работой в Морской академии и Опытовом бассейне он продолжал работу по проектированию и постройке военных кораблей и, в частности, подводных лодок.
Основным трудом И. Г. Бубнова является двухтомный курс строительной механики корабля, вышедший первым изданием в 1910 — 1912 гг.
В первой части курса рассмотрена устойчивость стержней и стержневых наборов. Вторая часть посвящена теории жестких пластин.
И. Г. Бубнов также исследовал динамику спуска судна на воду и дал классификацию действующих на корабль нагрузок.
Разработал метод нахождения приближенного решения операторного уравнения в виде линейной комбинации элементов заданной линейно независимой системы, который применил к решению ряда задач теории упругости. Метод был усовершенствован Б. Г. Галеркиным (метод Бубнова–Галеркина). Развил (1902) теорию расчета пластин, работающих в системе корпуса корабля. Дал математическое обоснование местной и общей прочности судов. Основоположник строительной механики корабля. Разрабатывал приближенный метод интегрирования дифференциальных уравнений теории упругости.
|